О взрослых - причинах всех детских проблем

 
Встреча с Алексеем Колесниковым: подробности
Ровно неделю назад в офисе Владмамы состоялась встреча с психологом-кинесиологом Алексеем Колесниковым. Многие мамочки хотели воспользоваться возможностью пообщаться с ним лично, но, к сожалению, офис оказался слишком тесным для того, чтобы вместить всех желающих. Однако, за два часа Алексей Викторович сумел ответить на многие вопросы. Наверняка предложенная им информация пригодится родителям, поэтому мы решили опубликовать подробный отчет о состоявшемся разговоре. Итак, вопросы – владмам (ВМ), ответы – Алексея Колесникова (А.К.)

Телесные зажимы
ВМ: Как можно снимать телесные зажимы? Моей дочке три года, у неё раньше был постоянно повышенный гипертонус, сейчас всё более-менее нормально, но всё равно она пальцы на ногах поджимает, даже когда босиком ходит.
А. К.: Первое, что хочу сказать для всех сразу: как показала практика моя и моих коллег, совершенно бесполезно, скажем так, пытаться решать какие-то проблемы ребёнка, снимать зажимы, если в этом процессе не участвует вся семья. Поэтому, когда я индивидуально работаю с ребёнком, я всегда сначала смотрю на маму и на папу, начинаю работу с них, чаще – с мамы, особенно если ребёнок маленький. И после этого начинаем работать параллельно. Сначала - с ребёнком, через две-три консультации - с мамой. А всё почему? Мамы – это, скажем так, сильно переживающие существа. Они так переживают, что создают еще большее напряжение, чем сами роды.
Вашу девочку нужно смотреть. А до этого - нужно узнать, как протекала беременность, какими были роды, первый год жизни – это основные факторы. Если мама, например, столкнулась с серьёзной проблемой при родах, нужно смотреть и с точки зрения этой ситуации. Говоря психологическим языком, высвободить то напряжение, которое мама получила во время родов.
ВМ: Всё было хорошо.
А. К.: Значит, была какая-то другая ситуация, которая способствовала напряжению. То, что ребёнок поджимает пальцы, значит и то, что напрягается и икроножная мышца. Это означает какой-то страх, потому что икроножная мышца, «ахилловы сухожилия» связаны с какой-то тревогой. Здесь возникает вопрос, её ли это страх либо она его у кого-то заимствовала. Опять же, когда ребёнок падает, кто вперёд пугается? Конечно, мама. Так что это тонкий вопрос, здесь нужно рассматривать всё очень подробно. Если мама тревожна сама, то нет ничего удивительного в том, что ребёнок зажат. Если с мамой всё хорошо, то можно делать простые вещи: массаж, гимнастика. Только нужно научиться чувствовать, какой массаж подходит данному ребёнку, то есть не просто брать и разминать, а научиться понимать изнутри, на пользу ли это.

Тревоги и страхи родителей – причина проблем у детей
Если присмотреться к социально благополучным и неблагополучным семьям, где чаще болеют дети? Понятно, где. Почему? Думаю, одна из причин – то, что родители, выражаясь современным языком, «не парятся». Дети тоже. Они просто не знают, что надо болеть. И всё. И ходят они и зимой, и летом непонятно в какой одежде, холодно – не холодно, они не болеют.
ВМ: Ну… Тогда у меня неблагополучная семья…
А. К.: Нет, ну бывает, что благополучная семья, просто родители не замороченные. Они их закаляют, ещё что-то делают, чтобы предотвратить болезнь. В общем, хочу сказать, что все дети разные. А родители – тем более
Недавно у меня на приёме была мама, и я спросил её о том, делает ли она что-нибудь для ребёнка. Она придумала очень простую отговорку. Она говорит мне: «А я не специалист. У меня нет специального образования для того, чтобы я что-то могла делать. А если я что-нибудь не так сделаю? А если я нажму какую-нибудь точку?» А в Москве мне однажды женщина сказала: «Но ведь есть такие точки, от нажатия которых можно умереть?» Я ей отвечаю: «Ну, покажите мне хотя бы одну». Понимаете, она уже боится того, чего не знает.
Опять же, при ком обычно с детьми что-нибудь случается? Правильно, при родителях. Странно, да? Вроде, любишь его, желаешь самого лучшего. Отдашь куда-нибудь в поход, что-то с ним там ничего не случается: сорвался три раза со скалы, «притопился» пару раз, а так вроде всё нормально. А тут, пока по кухне шёл, обварился кипятком, ударился о дверь и о стекло ещё порезался.
У нас в лагере, в Польше, однажды мальчик, аутист, упал с качели. Сломал ключицу. Мама к этому времени была уже подготовленная, так сказать, продвинутая. Болит да болит, поболит да пройдёт. Они ещё три дня ходили на занятия, занимались гимнастикой, ходили на мануальную терапию, просто терапевтам было известно, что он ударился, и они ключицу и плечо просто не трогали. Когда три дня всё-таки прошло, маме посоветовали всё-таки съездить на рентген. Мама сказала, что, мол, это лишнее, она не переживает (а раньше волновалась по любому поводу). Съездили, оказалось – перелом. Потом врачи сказали, что он был очень чистый, без всякого воспаления. Так что просто наложили гипс, и через неделю всё срослось. То есть, вот так отсутствие тревожности мамы сказывается в подобных ситуациях.
Такую же ситуацию я наблюдал, когда семилетний мальчик не мог научиться плавать, мама ходила с ним в бассейн, нервничала, переживала: «Посмотрите, он опять не плывёт! Тренеры совсем не работают!» Потом всё это увидела психолог, под предлогом разговора увела один раз, второй, третий, на четвёртый ребёнок поплыл. Я всё это говорю не к тому, что все родители плохие. Просто это нервное ожидание чувствует любой ребёнок.

А если мама – умерла?
ВМ: Вы сказали, что прежде чем смотреть на ребёнка, нужно смотреть на беременность, роды… А если мама умерла?
А.К. Сколько лет этому ребёнку?
ВМ:10 лет.
А. К.: А что, если поговорить с ребёнком, узнать, тоскует ли он по матери? Поговорить с его душой, я имею в виду.
ВМ: Там многое делают его родственники. Они внушают ему, что он сирота, что он очень несчастен.
А. К.: Ну тогда с кем нужно работать – с ребёнком или с родственниками? Просто, извините, родственникам этим раз и навсегда надо объяснить, что если они хотят, чтобы у ребенка были проблемы, то пусть продолжают вести себя так, как делают это сегодня.
ВМ: Нет реакции со стороны родственников.
А. К.: Ну тогда это есть большая проблема. Если бы работать с ребёнком индивидуально тем способом, который я предлагаю, через тело, то в связи с тем, что наша с вами оболочка хранит в себе всю информацию, рано или поздно ребёнок выйдет на то напряжение, переживание. Он высвободит эту тревогу. Он может на пустом месте поплакать, а может и не поплакать. Я бы назвал это общением с душой. Через тело можно общаться и с душой, и с мозгом, интеллектом. Потому что тело, по большому счёту, это отражение нашей души и нашего ума, это то, какой я есть. Ну а на Вашем месте я бы с родственниками поговорил очень жёстко.
ВМ: Я жёстко разговариваю. Не понимают. Они начинают давить на то, что скучают, плачут. У меня иногда получается его как-то «раскачать», когда даёшь ему уверенность, что он самый замечательный, что его все любят, что всё у него получается. То есть, когда показываешь ему результаты каких-то наших общих стараний, он начинает расслабляться.
А. К.: Надо дать ему какую-то деятельность, в которую он мог бы погрузиться.
ВМ: В нашем случае, ребёнок - с проблемами от рождения, и беременность была неблагополучная, и родился он с гидроцефальным синдромом.
А. К.:В любом случае, нужно что-то делать, делать, делать. Тогда точно что-нибудь получится. Но, к сожалению, это правда - дети, имеющие одну проблему, со временем приобретают что-то ещё, ещё и ещё.

Если ребенок к себе не подпускает?
ВМ: А если ребёнок к себе не подпускает? У нас маленький мальчик, и с определенного периода, где-то от полутора лет, он маму держит на расстоянии. Ни обнять его, ничего. Хотя грубого отношения не было никогда.
А. К.: Может, это мамина внутренняя реакция, может, она не хочет контактировать. Возможно, ситуация после родов такова, что женщина никого не хотела видеть. Опять же, всё зависит от ситуации. Я же не знаю маму.
ВМ: Мама – я.
А. К.: Ага. Ну, иногда мы устаём от своих мужей, дочерей, сыновей, никого не хотим видеть какое-то время…
ВМ: Нет, он у нас младшенький, последний. Больше детей не будет. Осознавая, что это – последний ребёнок, хочется его потискать, обнять…
А. К.: А-а-а. Ну, так вы сами ответили на свой вопрос. Дайте ему самостоятельности, не тискайте. А то вон вы сколько ответственности навешали на него: последний, больше не будет. Согласны, нет?
ВМ: Да, наверное. В моей ситуации мне, скорее всего, больше хочется контакта, чем ему.
А. К.: Может, это сейчас такое сравнение не очень, но потискайте кошку.
Кто-то из зала сквозь смех: У кошки тоже отторжение.
А. К.: Я знаю одну кошку, она тоже не подпускает. (Смех).
Вообще вопрос, конечно, актуальный, потому что многие дети действительно не допускают к себе родителей. Я иногда, когда показываю на ребёнке, как массаж нужно делать, он это воспринимает нормально, никакой щекотки нет. Как только отдаю его родителям, говорю, чтоб попробовали, они ещё ни прикоснутся, а он уже извивается весь. Очень часто и очень странно. Я до сих пор себе этого ещё не объяснил. Может, потому что у родителей сильное, страстное желание помочь. И поэтому они сразу даже энергетически в этого ребёнка впиваются, что ли. А я – посторонний человек, я не так страстно желаю ему что-то сделать, именно поэтому и могу помочь.
ВМ: Но иногда бывает наоборот: терапевта или массажиста ребёнок не подпускает, а маму постоянно просит или массажик ему сделать, или погладить.
А. К.: Конечно. Потому что есть такие массажисты и терапевты, которые думают, что умеют работать с детьми. Но нужно некоторые вещи различать. Вот, например, был у меня мальчик, которые первые 30 минут плакал, просто закатил истерику, потому что до этого он уже был у нескольких врачей. Тем не менее, потом я понял, что ему плохо не было на самом деле, просто у него это такой способ вымогательства!. Он вымогал, чтобы мама ему что-нибудь сделала. Ему около полутора лет было. А когда я ему сказал: «Знаешь что, да не пройдёт», он сразу же успокоился. Так что неправильно многие думают, что ребёнок не понимает ничего. Всё он понимает, и в год, и в полгода, и даже ещё не родившись. То есть, если вы говорите однозначно, всё он поймёт.

О неврозах навязчивых движений
ВМ: Скажите, бывает у детей невроз навязчивых движений… Что делать?
А. К.: Это аутестический синдром?
ВМ: Нет, ну бывает, кто-то глаза выпучит…
А. К.: Тики?
ВМ: Ну да, тики.
А. К.: Синдром навязчивых движений обычно связан с тем, что есть какое-то перенапряжение в каком-то участке нервной системы или коры головного мозга или ещё где-то. То есть, что-то хочет выскочить, что-то хочет проявиться. Есть такая игра, называется «Зеркало». Помогает. Попробуйте повторять за ребёнком всё, что он делает. Скажите, как вас зовут?
ВМ: Светлана
А. К.: Скажите, Светлана, а какое навязчивое движение есть у вас?
ВМ: Я не замечаю.
А. К.: Можно я скажу, какое у вас навязчивое движение, которое вы делаете последние пятнадцать минут?
ВМ: Да.
А. К. (указательным и большим пальцем потирает мочку уха).
ВМ: А, это не навязчивое движение, просто я плохо слышу, поэтому стараюсь массировать. Я, родив ребёнка, потеряла слух на одно ухо.
А. К.: А, ну понятно. А по поводу ребёнка вот что: я бы делал что-нибудь, чтоб ребёнок стал спокойнее, уравновешеннее. Проводил бы какой-то ритуал перед сном, чтоб успокоить. И всё.

  • 28.06.2007

Поделиться с друзьями