О воспитании

 
Встреча с Алексеем Колесниковым: подробности
Ровно неделю назад в офисе Владмамы состоялась встреча с психологом-кинесиологом Алексеем Колесниковым. Многие мамочки хотели воспользоваться возможностью пообщаться с ним лично, но, к сожалению, офис оказался слишком тесным для того, чтобы вместить всех желающих. Однако, за два часа Алексей Викторович сумел ответить на многие вопросы. Наверняка предложенная им информация пригодится родителям, поэтому мы решили опубликовать подробный отчет о состоявшемся разговоре. Итак, вопросы – владмам (ВМ), ответы – Алексея Колесникова (А.К.)

Об эмоциональности наших детей
ВМ: Знаете, у меня дочка очень эмоциональная. Например, если она смотрит какие-то мультики такие трагические, рыдает…
А. К.: А можно узнать название этих мультиков трагических?
ВМ: Ну, например, «Король Лев», где папа этого львёнка умирает. Она очень ярко на всё это реагирует. Я бы не сказала, что меня очень это тревожит, потому что я сама такая. Но нужно ли что-то делать?
А. К.: А что вас смущает?
ВМ: Меня смущает, что она может получить какие-то душевные переживания.
А. К.: Какие?
ВМ: Что ей больно. Чтобы она потом не «зарылась» глубоко.
А. К.: Она сама хочет смотреть эти мультики?
ВМ: Да, я ей не навязываю ничего.
А. К.: Могу сказать, что у меня есть крестник, которого я воспитываю практически как сына. Есть такой фильм американский, там собака, золотой ретривер, играет в баскетбол, не помню, как называется. Хороший очень фильм. И в роли хозяина там такой злой клоун, который эту собаку бил. Крестник почти два месяца подряд, каждый день, приходя из садика, смотрел этот фильм. «Включи собачку». Переживал очень каждый раз. А потом перестал.
А о дочери вашей, если она сама по себе эмоциональна, возможно, ей нужны такие мультики. Если вы боитесь, что она чрезмерно сильно на них может реагировать, то создавайте ей другие эмоции, которые будут её отвлекать.
ВМ: Например?
А. К.: Театр.
ВМ: Ходим, постоянно причём.
А. К.: Ну тогда пусть переживает. Живая душа должна переживать.
ВМ: Знаете, она идёт в первый класс, и я боюсь, что общество начнёт как-то этим пользоваться.
А. К.: Как это интересно общество сможет этим пользоваться?
ВМ: Допустим, насмешки. Для детей это очень болезненно.
А. К.: Насмешки по тому поводу, что она эмоционально на всё реагирует и плачет?
ВМ: Да.
А. К.: Тогда вам следует параллельно воспитывать в своей дочери твёрдость характера. Но она должна знать, что плакать – это нормально. Я, например, могу заплакать отчего-то, несмотря на то, что здесь шестнадцать женщин. Но я не буду этого делать, потому что я что-то такое в себе воспитал. Когда я впервые читал «Му-му» в классе, я не плакал. «Белый Бим, чёрное ухо» мы все смотрели, я тоже сначала не плакал, а потом да, когда один был.
ВМ: Можно я скажу, я просто хочу сказать про ту же «Му-му», когда мне мама в детстве читала, я помню, что внутри вся обрыдалась, но ни одной слезинки не пролила. Мне кажется, это гораздо тяжелее и хуже, когда ребёнок сдерживает свои эмоции. А если он может их выплеснуть, то потом ему гораздо легче.
ВМ: То есть, вы считаете, что не надо ничего предпринимать?
А. К.: Если вы будете заниматься с ребёнком, развивать его физически, то параллельно с этим будет формироваться и какой-то внутренний стержень. Потому что если я чувствую, что моё тело хорошо подготовлено физически, оно гибко, если я благодаря этому более уверен в себе, то все это вкупе, естественно, будет как-то проявляться наружу.
ВМ: Она занимается. Танцами.
А. К.: Ну вот, одно дело, если она плачет, и вся такая раскисшая, «рыхлая». И совсем другое - если она, как сказать.., в общем, правильно переживает. Да, жалко, да, хочется пожалеть там кого-то, но… В общем, нужно видеть, как ваш ребёнок переживает.
ВМ: Можно я скажу? Мне кажется, защитить ребёнка от проявления эмоций нельзя в принципе. Просто нужно объяснить ему, что с ним происходит. Потому что если ребёнок плачет и понимает, что он делает – это одно. А если он просто плачет, и плачет, и плачет, вот уже и в истерику впал – это совсем другое. Научите её понимать, что с ней происходит.
ВМ: Меня волнует, что эти вспышки слишком яркие.
А. К.: Тут нужно смотреть на её характер вообще. Это просто её темперамент. Это она такая есть, и с этим вы уже ничего не сделаете. Нужно заниматься как-то и в ходе занятий проговаривать это. Мне когда плохо, что хочется сделать? Поделиться. В конце концов, всё это можно свести к тому, что она наедине с собой может попереживать, поплакать. Конечно, если она плачет, не успокаивается, день, второй – это плохо. Вы понаблюдайте, спустя какое время она успокаивается.
Ещё у меня сейчас родилась вот какая мысль: возможно, этим переживанием она подсказывает сама себе, что её что-то тревожит. Может, у неё как раз стоит вопрос жизни и смерти, который очень часто возникает именно в семь лет. Кто-то умер, почему так? Опять же, посмотрите на моменты фильма или мультфильма, которые вызывают у неё наибольшую тревогу. Если они все идентичны по смыслу, то это о чём-то говорит. А если она переживает по разным моментам: здесь кто-то умер, там кому-то сделали больно - то это нормально. В общем, как я шучу – перекрёстный шаг, массаж ушей и вода.

Об ограничениях в воспитании
ВМ: На ваш взгляд, следует ли детей в чём-то ограничивать?
А. К.: Абсолютное должно быть чёткое понятие для ребёнка «нельзя» и «нет». Не помню, где я это узнал, но есть такая вещь: воспитание ребёнка – это то же самое, что и воспитание собаки. Только с собаками надо помягче. То есть, если вы собаке один раз сказали команду одну, второй раз – другую, третий там вообще непонятно что сказали, она будет «никакая». Так и с ребёнком; это называется «последовательное воспитание». Нельзя на подоконник! Нельзя, нельзя, нельзя! Всегда было нельзя. Но тут приходит бабушка: «Давай, один раз можно, давай маме помашем ручкой». Всё, полгода стараний полетят в тартарары. Правильно? Так что, наверное, стоит. А если вот такой разброд идёт, то может уже и не стоит. Всё равно толку не будет.
ВМ: А вы своих детей в чём ограничиваете?
А. К.: Я их ограничиваю во всём! А самое главное, пока я их ограничиваю в том, чтобы они у меня появились. У меня их ещё нет. Разве не заметно? Я ещё молодой. Я накапливаю опыт, как быть папой. Видите, стараюсь, тренируюсь. Всё-таки хочется дать своим детям что-то хорошее.
  • 28.06.2007

Поделиться с друзьями