Борьба и единство противоположностей ЕГЭ

Автор: Татьяна Короткова

Как и любое явление в этой жизни, ЕГЭ, который предстоит сдавать школьника м, имеет две стороны — плохую и хорошую.

Неоспоримый плюс ЕГЭ в том, что сильно оскудеет поток тех абитуриентов, которые поступают не благодаря своим способностям и багажу знаний, а при помощи чуда, везения, или финансовой поддержки родителей. Список ЕГЭ будет одинаков и для бюджетников и для «платников». Но сама подготовка к сдаче станет более дорогим удовольствием для родителей, все-таки школьного объема не будет хватать, и придется искать другие источники знаний. К экзаменам придется действительно готовиться и не один год. Исчезнет так называемое «целевое репетиторство», когда преподаватель целенаправленно за деньги готовил себе будущего студента, должно исчезнуть как класс. Ведь теперь экзамены будут приниматься безотносительно конкретного ВУЗа. Каждому выпускнику будет сообщаться в какой школе или ВУЗе он будет сдавать свой предмет по ЕГЭ. Учителей из «своей» школы не будет. В кабинете будет присутствовать не более 5 учеников. В этом году не будут переводить итоги ЕГЭ в пятибалльную систему. Установят минимум, за которым не сдал. Если 2 по обязательным предметам — русскому или математике — можно через неделю пересдать, если не пересдал или 2 по обоим обязательным, то не получаешь в этом году аттестат. Оценка ЕГЭ не влияет на оценку в аттестате.

К обязательным ЕГЭ в школе необходимо получить допуск — написать контрольную и сочинение (аналог годовых работ).

Разработчики проекта обещают, что должна снизиться нагрузка на абитуриентов и их родителей. Хотя готовиться к экзаменам придется значительно дольше, чтобы сдать достойно.

Вот в том, как достойно сдать ЕГЭ, и заключается вся трудность. В отличии, например, от Кореи, где дети давно сдают тестовые задания, и готовятся к ним едва ли не с детского сада, в России другая культурная традиция — «от сессии до сессии живут студенты весело». То же в полной мере можно сказать и о многих выпускниках, для которых готовиться к экзамену в ночь перед ним — обычная практика. С ЕГЭ это не пройдет. Придется готовиться, и готовиться серьезно. Но тут, как обычно, все упирается в кадры. Не во всех школах городов (а в сельских школах тем паче) укомплектован преподавательский штат. Не все учителя могут донести до учеников необходимый объем знаний, к тому же молодые учителя в школу не идут. Банально, в стенах альма матер ученик не может подготовиться к прохождению ЕГЭ на высокий балл. В этом месте можно поставить большой знак вопрос на утверждении чиновников от образования, что ЕГЭ уравнивает шансы школьника из столицы и школьника из глубинки.

В новогодние праздники 2009 года выпускники и их родители получили очередной подарок. Теперь список обязательных предметов на ЕГЭ определяют не ВУЗы, а министерство образования. И почти по всем специальностям он изменился. Нужно будет сдать не 3 обязательных экзамена, а 4. А многие экзамены и вовсе поменялись. Ученик готовил обществознание, а сдавать ему нужно будет географию. Учитывая, какая сложная нужна подготовка, этот подарок особенно порадовал всех.

Конечно, количество поступивших в институты, как на бесплатной основе, так и на платной, снизится. Многие ВУЗы (или кафедры при них) сократятся. И тут и заключается главный вопрос ЕГЭ (на который, наверно, не ответит положительно никто — ни разработчики тестов, ни экзаменаторы) — куда пойдут непоступившие? В армию? На улицы?

Видимо, уже сейчас, пока наши дети маленькие, необходимо задумать о том, как они будут сдавать ЕГЭ, а главное — как готовиться. Ведь, хотя этот эксперимент недоработан до конца, он уже работает, и будет работать долго.

  • 30.01.2009

Поделиться с друзьями